Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
25.10.2015

Виды преступлений по своду законов

Ссылки договоров на закон молодого русского государства. Преступление и наказание по "Русской Правде". Краткая и пространная редакции правового источника. Рубрика: Вид: реферат Язык: русский Дата добавления: 24. Используйте форму, расположенную ниже. Название работы: E-mail не обязательно : Ваше имя или ник: Файл: Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны Подобные документы 1. Происхождение Русской Правды и ее основные редакции. Право феодальной собственности смердов, наследование, а также классовый характер защиты права собственности по Русской правде. Виды преступлений и наказаний по древнейшему памятнику русского права. Характеристика памятника русского права - Русской Правды, которая была кодексом древнерусского феодального права. Особенности регулирования этим сводом законов правового положения населения, права собственности, обязательственного и наследственного права. Происхождение и состав "Русской Правды". Состав, время и место возникновения. Частный характер права в "Русской Правде". Имущественное и уголовное право. Обычай - древнейший источник права. Формирование древнерусского феодального права. Понятия преступления и наказания в системе древнерусского права. Русская Правда как кодекс частного права. Сравнение социального и правового статуса закупа по краткой и пространной редакции Русской Правды. Киевская Русь IX—X вв. Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси. Общественно-правовые отношения, регулируемые источниками древнерусского права. Русская Правда - первый свод законов Руси. Основные черты гражданского, вещного, наследственного, семейного права. Уголовное право, суд и процесс в древнерусском государстве. Развитие гражданско-правовых отношений в разные временные периоды на примере древнейших сводов законов, таких как Русская Правда и Псковская судная грамота. Виды договоров в Русской правде обязательственного права. Особенности Псковской судной грамоты. Особенности изучения ранних законодательных источников. Изучение законодательных памятников XIV-XVII веков, значение судных и уставных грамот. Судебник 1497 года - свод законов Русского государства. Характеристика понятия "Русская Правда", как отражения развития древнерусского права: состав, источники в правовом и материальном смыслах. Понятие, объективная и субъективная стороны, виды составов преступлений. Основные виды наказания и ответственности. Принял: доцент кафедры истории и краеведения Кириллова Оглавление Введение Основные редакции Русской Правды Возникновение Русской Правды и ее источники Преступление и наказание по Русской Правде Краткая редакция Русской Правды Пространная редакция Русской Правды Заключение Список литературы Введение Первым древнерусским сводом законов была "Русская Правда", действовавшая с XI по XV вв. Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. Первый правовой источник "Русская Правда" послужил базой для создания последующих правовых документов русского государства. Без знания начального периода становления государства и права существенно будет затруднено изучение последующих периодов развития отечественного государства и права. Русская Правда важна еще и тем, что она создает основу юридических познаний, сразу давая возможность разобраться в основных институтах гражданского, уголовного, процессуального права. Необходимо уметь сравнивать очередные законы с Русской Правдой, тем самым прослеживая развитие законодательства и правовых институтов. Кроме того, положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси. Долгий период использования Русской Правды свидетельствует о том, что был создан современный по содержанию сборник русского права. Именно поэтому тема работы является актуальной. Теоретические аспекты Русской Правды как законодательного акта Древней Руси исследовались широким кругом отечественных историков. Большой вклад в исследование законодательных актов Древней Руси внесли Целью реферата является рассмотрение особенностей, содержания и специфики Русской Правды. На данный момент в нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде. Насколько мне позволяет знание изучаемого материала, я полностью согласна с этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о существовавших в то время договорах: купли-продажи людей, вещей, коней, а также самопродажизайма денег, вещейкредитования под проценты или безличного найма в услужение, для выполнения определённой работы ; в нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения зависимые и независимыезафиксированы основные черты частного права. Но наиболее обширным и подробнее других изложенным разделом является раздел, посвящённый преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней Руси. Основные редакции Русской Правды До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая. Древнейшей редакцией подготовлена не позднее 1054 года является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока Мостников. Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции. Возникновение Русской Правды и ее источники В нашей литературе по истории русского государства и права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей. Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды. Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести и о круговой поруке. Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить сужая круг мстителей или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой; в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление "Дикая вира" налагалась на всю общину. Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права. До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: "Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому". Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права, стали темой оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе. Так, например, сторонники норманской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. Ключевский считал что Закон Русский являлся "юридическим обычаем", а в качестве источника Русской Правды представляет собой "не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX-XI веках" Курс русской истории. Мавродина, Закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков. Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых славянских и неславянских землях. По его мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было "право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда". Зимин также допускал складывание в конце IX - начале X века раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы - "уставы", "поконы", которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей-видоков, свода, поединков, присяги. Эти нормы вошли позднее в Краткую Правду. Хотя некоторые выводы Черепнина остаются дискуссионными о развитии раннефеодального древнерусского права в IX - X веках от правового обычая и обычного праваих наблюдения доказывают, что Русская Правда - это не просто запись обычного права отдельного племени. Не являясь сторонницей норманской теории происхождения Древнерусского государства, я поддерживаю точку зрения Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой. В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит т. Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру. В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из источников Русской Правды. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т. Наиболее известными из них являются: а Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав; б Номоканон 14 титулов; в Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву 16 титулов из 18 и регулировавшая в основном феодальное землевладение; г Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов; д Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном. Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими. Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси. Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами духовными и мирянамипо всем делам: церковным и нецерковным, гражданским и уголовным. Церковный суд по нецерковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда. Я бы выделила две причины необходимости создания такого свода законов: 1 Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, не знакомые с русскими юридическими обычаями. Именно эти причины подтолкнули законодателя к созданию изучаемого мною документа. Я считаю, что создание писаного свода законов непосредственно связано с принятием христианства и введением института церковных судов. Ведь раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим писаный свод законов, т. Также господствовал состязательный процесс пряпри котором тяжущиеся стороны фактически руководили процессом. И, наконец, князь, обладая законодательной властью, мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить казуальное недоумение судьи. Также для большей убедительности утверждения о том, что на создание Русской Правды оказали влияние памятники церковно-византийского права, можно привести следующие примеры: Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно имевших место в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещё в "Законе Русском". Также замалчиваются игнорируются многие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не Русской Правды, а церковных законоположений например обида словом, оскорбление женщин и детей и др. Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного права, суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришла к выводу, что текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе составитель данного памятника права. Преступление и наказание по Русской Правде Современная наука уголовного права под термином "преступление" понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно т. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды? С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как "обида", т. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового. Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого отец, сын, братья, племянники. И, наконец, "Правда Ярославичей" совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность имущество преступника. В литературе возникает много споров о правовом основании кровной мести. Являлась ли она досудебной или же послесудебной расправой? Прямого ответа на этот вопрос Русская Правда не даёт. Исторически кровная месть сложилась как обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Но процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд общинный на второй план. Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого. В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины купцы, изгоиа также многочисленные княжеские дружинники и слуги гридни, ябетники, мечники, огнищане и др. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т. Также Русской Правде известен институт дикой или повальной виры в размере 80 гривенналагаемой за убийство княжеских служащих. Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. Лишь после смерти Ярослава Мудрого, "снова собравшись, сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор отменили кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами". Краткая редакция Русской Правды Как известно, Русская Правда имеет 3 редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую и множество списков. Поэтому, чтобы избежать лишней путаницы, я сначала проанализирую нормы Краткой Правды, а затем перейду к Пространной редакции. Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные части: Правду Ярослава и Правду Ярославичей. Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же создавалась уже после его смерти. Если в Правде Ярослава рассматриваются в основном такие преступления как побои, оскорбление, членовредительство, то Правда Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях Краткой Правды определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей. Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например, по ст. Краткой Правды, в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т. Об оскорблении гласят статьи Краткой Правды удар мечом, не вынутым из ножен и вырывание бороды и усов. Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, т. Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Статья Краткой Правды гласит: "Если убьют огнищанина за обиду, то платить за него 80 гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего - 80 гривен". Скорее всего под словами "убийство за обиду" понимается убийство в ответ на действия жертвы как предполагал Можно предположить, что речь идёт об убийстве княжеского слуги при исполнении им своих обязанностей. Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь общинуна территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен. Довольно интересная норма изложена в ст. Краткой Правды, посвящённой убийству огнищанина или княжеского тиунца при защите ими княжеского имущества "у клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы". Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей "убить в пса место"что говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг. Жизнь княжеского тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского старосты, пашенного, рабы-кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен. Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Краткой Правды устанавливает размеры штрафов за похищение или истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда. Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным использованием этих коней т. Целый ряд статей КП ст. В изучаемом мною памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц, т. Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку. Интересно появление в Краткой Правде термина "продажа" - установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве государственного органа, т. Помимо продажи устанавливается взыскание "за обиду" в пользу потерпевшего, которое можно сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением причинённого вреда. Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т. Краткой Правдызначительно превышал штраф за его убийство 5 гривен по ст. Пространная редакция Русской Правды Несомненно, в Краткой редакции Русской Правды изложены основные нормы тогдашнего права, впоследствии вошедшие в т. Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое княжение Владимира Мономаха 1113 - 1125 годы и его сына Мстислава Великого 1125 - 1132 годы. В это время социально-экономическое развитие страны достигло довольно высокого уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной раздробленности. Пространная Правда родилась в результате кодификации и тщательного редактирования отдельных законоположений и княжеских уставов. В основе Пространной Правды лежит свод законов Ярослава Мудрого - "Суд Ярославль Владимировича". Несомненно, Пространная Правда является уникальным памятником древнерусского права. Историками доказано, что в качестве источника Пространной редакции Русской Правды почти полностью выступает текст Краткой Правды. Следовательно, содержание Пространной Правды как источника права наиболее глубоко раскрывается при анализе её композиции и выявлении принципов использования в ней норм Краткой Правды. Составители Пространной Правды сохранили заголовки предшествующего юридического сборника - "Правда Росьская" и "Суд Ярославль Володимеричь". Последний заголовок "Суд Ярославль Володимеричь" является не только ссылкой на старину, но также и прямым указанием на использованный в качестве источника свод законов. А заголовок "Правда Росьская", составленный в 1015 - 1016 годах для Новгорода, приобретал несколько иное значение - он подчёркивал значение нового свода светского права как основного источника на всей территории Древнерусского государства. Законодатели, составлявшие Пространную Правду проделали огромную работу по кодификации и систематизации предшествующих законов, по их дополнению и частичному изменению, что свидетельствовало о дальнейшем как политическом, так и социально-экономическом развитии Древней Руси и о более активном воздействии государства на право. Преступление и наказание по Пространной редакции Русской Правды в сравнении с Краткой редакцией. Как и в ст. Краткой Правды, в ст. Пространной Правды говорится об убийстве свободного человека. В ней объединены нормы ст. В этой статье ещё сохраняется институт кровной мести, но круг мстителей изменяется. Такая замена устраняет из текста Правды наиболее архаичный её элемент, восходящий к эпохе материнского рода. Также в этой статье говорится о 80-гривенной вире за убийство княжеского мужа и тиуна, что соответствует нормам ст. Что касается кровной мести, то по-моему эта статья содержит норму по существу уже не действующую, т. Следующая статья Пространной Правды, вовсе отменяет кровную месть, оставляя в силе все прочие юридические установления Ярослава Мудрого. Первый тематический раздел посвящён ответственности за убийство, совершённое на территории верви. В этом разделе мы сталкиваемся с институтом дикой повальной виры. Она налагалась на всю общину в том случае, если на территории общины был обнаружен труп, а вервь либо не хотела выдавать убийцу, либо не искала. Вира поступала в княжескую казну, а родственникам погибшего выплачивалось "головничество", равное вире. Однако, следует заметить, что общество только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Из всего, сказанного выше о дикой вире, можно сделать вывод, что она выполняла ярко выраженную полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой. Также хочу заметить, что в тексте Пространной Правды намечаются мотивы преступлений. Так, Пространная Правда упоминает случай убийства "на пиру явно", а ст. Краткой Правды - убийство "на разбое без всякой ссоры". В первом случае подразумевается неумышленное, открыто совершённое убийство а "на пиру" - значит ещё и в состоянии опьянения. Во втором случае - разбойное, корыстное, предумышленное убийство хотя на практике умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно в разбое. За такое убийство в разбое по закону могла назначаться высшая мера наказания - "поток и разграбление". Такое же наказание применялось и за поджог и за конокрадство. Это наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника вместе с семьёй "головой", т. Покон вирный завершает комплекс статей о взимании виры с членов верви. Дополняет покон вирный статья Пространного Права, указывающая отчисления в пользу вирника от 80-гривенной виры. Кроме того, эта статья устанавливает размер платы "за голову", т. В этом разделе вводится следующая система штрафов за убийство: § огнищанин, тиун, конюший - 80 гривен; § княжеский отрок, конюх, повар - 40 гривен; § сельский тиун, ремесленник, кормилица - 12 гривен; § раба - 6 гривен; § смерд, холоп, рядович - 5 гривен. Как и другие средневековые Правды, Пространная Правда знает институт ордалий, т. В данном случае послухи - это не свидетели преступления, а свидетели доброй славы обвиняемого, которые могут "вывести виру", т. Пространная Правда расширяет состав преступления сравнительно с Краткой Правдой, включая в разряд побоев также удар жердью. В данном случае прослеживается тенденция к снижению количества преступлений, подпадающих под классификацию оскорбительных действий. Теперь варяги и колбяги должны были представлять такое же количество свидетелей, как и русские. Не стоит упускать из виду, что при составлении Пространной Правды законодатель не только использовал нормы Краткой Правды, но и сохранял композицию её статей, когда это было целесообразно. Пространная Правда разрешает без всякого суда убить на месте преступления ночного вора "во пса место", тем самым дублируя Краткую Правду. Если же вора продержали до рассвета, и люди видели его связанным, то убить его нельзя, иначе придётся заплатить штраф в 12 гривен. В случае, если вор был схвачен, и ему была сохранена жизнь, то на рассвете он должен быть передан на княжеский суд. Пространная редакция Русской Правды вводит новую норму, отсутствовавшую в КП и отражающую усиление охраны частной собственности на предметы потребления и средства производства. Более прогрессивная по сравнению с Краткой Правдой норма изложена в ст. Прогрессивность её состоит в том, что, в отличие от статей Краткой Правды, пытавшихся досконально перечислить объекты хищения, эта статья позволяет потерпевшему возвратить украденное у него имущество, не конкретизируя объект хищения. Завершает же цикл статей, посвящённых краже, ст. Пространной Правды, в которой говорится о краже, совершённой холопом, т. В этом случае ответственность возлагается на его хозяина, который обязан возместить потерпевшему двойную стоимость украденного. В последующем тексте Пространной редакции Русской Правды менее чётко прослеживается принцип деления на разделы по тематическому признаку. Говорится в основном об обязательственном праве Древней Руси, а преступлениям и наказаниям отводится совсем незначительное место. Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного ХII - ХV вв. Появились новые виды таможенных платежей. С начала ХIII. История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. В V - IV веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто "сухое" - при провозе товаров по суше и мыто "водяное" - при провозе по воде. Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства. Если перекупщик чужой вещи на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи, выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу ст. В XI - ХII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Вот как говорит об этом выдающийся русский историк Постепенно единство Киевской Руси в ХI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В ХII - начале ХIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы - феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и торговыми. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но "это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного - пограничного характера. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины ХVI. Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества. Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег т. К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное - за наем амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца по одной - три деньги за явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки, и др. Один и тот же товар облагался несколькими видами сборов, которые взыскивались независимо друг от друга. Некоторые сборы, например, мостовщина, могли взиматься с объекта продажи неоднократно. Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемые свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом, двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229 г. Объединение русских земель вокруг Москвы, образование централизованного государства сопровождалось разработкой и проведением единой торговой и таможенной политики на его территории. Географическое положение Москвы, сделав ее пунктом пересечения двух скрещивавшихся движений, переселенческого на северо-восток и торгово-транзитного на юго-восток, доставляло московскому князю важные экономические выгоды. Сгущенность населения в его уделе увеличивался количество плательщиков прямых податей. Развитие торгового транзитного движения по реке Москве оживляло промышленность края, втягивало его в это торговое движение и обогащало казну местного князя торговыми пошлинами. Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими князьями уставные грамоты, которые адресовывались отдельным городам и содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди, оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было сосредоточено на субъекте торговли. Заключение Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса. Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах. Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди. Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV. Списки ПП активно распространялись ещё в XV-XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПП в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства. История Украины-Руси в 11т. Киевская Русь: Очерки социально-экономической Истории. История политических и правовых учений под ред. Общественный строй Древнерусского государства. Правда русская под ред. Д, ГрековаМ. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIвв. Тома 3 - 4. Общеполитические отношения в Древней Руси и Русская Правда. Общественно-политический строй и право Киевского государства.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Бланк коммерческого предложения строительной фирмы
Чем полезна гречка для беременных
Боль в подбородке причины
Исковое заявление о расторжении брака без детей
Культурология словарь терминов и понятий
Фразеологический словарь для детей
Зона субтропиков россии на карте
Автобус 43 икша ассаурово расписание
Проблемы бизнес информатики
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Карта сайта
Банкротство физических лиц схема таблица слайд 2015
Инструкция по применению эреспала в таблетках
Расписание автобуса 270 алтуфьево горки 25
Правила страхования ресо каско
Торт в виде золотой рыбки
Лечение язвы желудка прополисом